УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Реутову Московской области
В целях создания условий для сохранения и развития научно-технического потенциала г. Реутова и на основании представления Правительства Российской Федерации постановляю:
1. Присвоить статус наукограда Российской Федерации г. Реутову Московской области на срок до 31 декабря 2027 г.
2. Утвердить прилагаемые:
направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Реутова как наукограда Российской Федерации в 2003 - 2007 годах;
программу (основные направления) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы.
3. Правительству Российской Федерации, правительству Московской области и администрации г. Реутова заключить соглашение о реализации программы (основных направлений) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
29 декабря 2003 года
№ 1530
УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 декабря 2003 г. № 1530
НАПРАВЛЕНИЯнаучной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Реутова как наукограда Российской Федерации в 2003 - 2007 годах
Проведение фундаментальных научных исследований, научной, научно-технической, опытно-конструкторской и экспериментальной деятельности в области аэрокосмических информационно-насыщенных систем и технологий, интегрированных информационных систем и технологий, систем и технологий альтернативной энергетики, а также реализация результатов этой деятельности.
Проведение теоретических и экспериментальных работ в области аэрогазотермодинамики, прочности и динамики полета аэрокосмических аппаратов.
Создание информационно-насыщенной аэрокосмической техники.
Создание новых конструкционных материалов и технологий.
Разработка интегрированных информационных и телекоммуникационных систем и программной продукции.
Разработка систем альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий.
Использование накопленного научно-технического потенциала для создания наукоемкой импортозамещающей продукции.
Подготовка кадров в области аэрокосмической, информационной, энергосберегающей техники и инновационной деятельности.
______________
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 29 декабря 2003 г. № 1530
ПРОГРАММА(основные направления) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы
ПАСПОРТпрограммы (основных направлений) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы
Наименование программы | - | программа (основные направления) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 - 2007 годы |
Основание для разработки программы | - | Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации", постановление правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" |
Государственный заказчикпрограммы | - | правительство Московской области |
Разработчик программы | - | администрация г. Реутова |
Цели и задачи программы | - | сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала научно-производственного комплекса наукограда на основе активизации инновационной деятельности и достижение устойчивого социально-экономического развития наукограда |
Сроки реализации программы | - | 2003 - 2007 годы |
Перечень основных мероприятий | - | развитие приоритетных направлений науки и техники в области аэрокосмических систем, интегрированных информационных технологий и технических средств альтернативной энергетики; развитие научно-производственного комплекса и производственной сферы наукограда; формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, расширение межрегионального и международного сотрудничества; подготовка кадров; формирование единой информационной среды наукограда; социальное развитие наукограда, обеспечивающее достойные условия жизни |
Исполнители программы | - | администрация г. Реутова, организации г. Реутова |
Источники финансирования программы | - | финансирование затрат на реализацию мероприятий и проектов, входящих в программу, производится за счет средств: федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджета г. Реутова, внебюджетных источников; объемы финансирования определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений и из сумм налоговых доходов, собранных на территории наукограда и поступивших в соответствующие бюджеты в предыдущем году |
Ожидаемые конечные результаты | - | развитие потенциала высоких технологий по аэрокосмическим, информационным и другим приоритетным направлениям науки и техники; рост экономики наукограда за счет развития его научно-производственного комплекса и производственной сферы; активизация инновационной деятельности, коммерциализация результатов научно-технических разработок и внедрение новых технологий; рост инвестиций в экономику города за счет мобилизации внутригородских ресурсов, развития межрегионального и международного сотрудничества; обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для развития приоритетных научно-технических направлений и высоких технологий, а также системы жизнеобеспечения наукограда; создание единой информационной среды, обеспечивающей достижение нового качества самоуправления, повышение деловой активности и развитие всех сфер жизни города; достижение устойчивого социально-экономического развития г. Реутова |
Система организации контроля за реализацией программы | - | контроль за реализацией программы осуществляет наблюдательный совет. Государственный заказчик ежегодно докладывает о результатах реализации программы в Правительство Российской Федерации. Отчеты об использовании средств, выделяемых из федерального бюджета, администрация г. Реутова по согласованию с правительством Московской области представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации |
Город Реутов - муниципальное образование, входящее в состав Московской области. Его территория занимает 900 гектаров. Численность населения составляет 72,5 тыс. человек. Средний возраст жителей - около 40 лет, из них трудоспособного возраста - 60 процентов. Благодаря положительной миграции численность населения города не уменьшается.
Развитие г. Реутова как наукограда началось в 1950-е годы, после размещения в нем ОКБ-52, которое было создано академиком В.Н.Челомеем в целях разработки новой ракетной техники оборонного назначения, а в настоящее время является федеральным государственным унитарным предприятием "НПО машиностроения" (далее именуется - ФГУП "НПО машиностроения").
К 2003 году в г. Реутове зарегистрировано более 1500 организаций различной организационно-правовой формы, из которых более 100 осуществляют свою деятельность в научно-технической сфере. В городе создан ряд структур поддержки инновационной деятельности: Реутовская Торгово-промышленная палата, общество с ограниченной ответственностью "Социально-деловой центр "Инициатива", автономная некоммерческая организация "Научный центр системных технологий", автономная некоммерческая организация "Центр "Бизнес-развитие".
Город располагает развитой социальной инфраструктурой. В 2002 году бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составила 4800 рублей. На одного человека приходится 20,9 кв. метра жилья. В городе полностью решена проблема предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.
К 2002 году объемы товаров и услуг возросли за три предшествующих года в 3,2 раза. Доля продукции малого и среднего бизнеса достигла 30 процентов, а научно-производственного комплекса - почти 40 процентов. При этом основные фонды научно-производственного комплекса составили 59,6 процента от общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории города.
В городе большое значение придается интеллектуальному развитию молодого поколения. Школы активно сотрудничают с московскими вузами. Здесь работают три отделения государственных вузов, среди них - аэрокосмический факультет Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана, функционирующий на базе ФГУП "НПО машиностроения". Разработанные на этом предприятии программно-целевые технологии подготовки студентов и специалистов техническими университетами - Московским авиационным институтом (техническим университетом) и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э.Баумана - отмечены премией Президента Российской Федерации.
Опыт инновационной и коммерческой деятельности, кооперационные связи и авторитет на мировых и региональных рынках создают благоприятные предпосылки для включения г. Реутова в национальную инновационную систему. Одновременно город можно использовать как полигон для отработки новых методов государственной поддержки отдельных территорий при создании эффективной инновационной инфраструктуры, которая обеспечит организацию новых высокотехнологичных производств, коммерциализацию научно-технических разработок.
Усилия научно-производственного комплекса г. Реутова сосредоточены на развитии приоритетных для государства направлений науки и техники, касающихся:
информационно-насыщенных авиационных и ракетно-космических систем;
интегрированных информационных систем и технологий;
систем альтернативной энергетики, экологически чистых энергосберегающих технологий.
Для развития и эффективного использования научно-технического потенциала проводятся фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские работы, разрабатываются проекты, создаются опытные образцы, проводятся комплексные наземные и летные испытания, осуществляется авторский надзор за эксплуатацией созданной техники, совершенствуется подготовка кадров.
Основную функцию в научно-производственном комплексе города выполняет ФГУП "НПО машиностроения", которое является единственным в мире предприятием ракетно-космического профиля, разрабатывающим комплексы трех видов. Самыми известными его разработками являются: крылатые ракеты "Гранит" (для борьбы с авианосными морскими группировками), межконтинентальные баллистические ракеты СС-11 и СС-19, пилотируемые ("Салют") и автоматические ("Алмаз") космические станции.
Интеллектуальный и технологический потенциал научных школ создания ракетно-космической техники в городе накапливался в процессе реализации таких уникальных разработок, как:
нетрадиционные конструкции (раскрытие крыльев ракеты в полете после старта из контейнера);
нетрадиционные аппараты (легкий космический самолет "Мини-Шаттл");
новые материалы (теплозащитные и радиопоглощающие покрытия, освоенные в США на 20 лет позже и получившие название "технологии СТЕЛЛС");
комплексы для информационного зондирования земной и морской поверхности с распознаванием объектов, передачей информации на большие расстояния и управлением распределенными в пространстве объектами;
нетрадиционные автономные источники энергии и технологии со сберегающим использованием ресурсов.
В настоящее время разработан и утвержден Российским авиационно-космическим агентством план развития ФГУП "НПО машиностроения" на 25 лет, который станет основой эффективного использования научно-технического потенциала наукограда.
Работа предприятия состоит также в обеспечении сотен смежных организаций заказами на производство комплектующих изделий и в осуществлении авторского надзора за эксплуатацией техники, созданной для Военно-Морского Флота и Ракетных войск стратегического назначения. Так, на вооружение ВМФ в 2002 году был принят новый ракетный комплекс, и г. Реутов взял шефство над первым кораблем, оснащенным этим комплексом.
При участии ФГУП "НПО машиностроения" создается космодром "Свободный" в Амурской области, разрабатывается конверсионная импортозамещающая продукция. Получив право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предприятие вышло на мировой рынок наукоемкой продукции.
Эффективное использование накопленного научно-технического потенциала, создание системы поддержки инновационной деятельности и высокотехнологичного производства позволят расширить научно-производственный комплекс наукограда за счет присоединения к нему новых малых и средних организаций, специализирующихся на научной, инновационной и высокотехнологичной производственной деятельности, а также обеспечить рабочими местами ученых и специалистов - бывших сотрудников государственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, выпускников вузов.
Развитию работ по приоритетным направлениям будет способствовать поддержка коммерциализации крупных проектов, ориентированных на межрегиональные и мировые рынки.
Организованная инновационная деятельность малых и средних организаций обеспечит интенсивное и широкое использование научно-технического потенциала также в производстве гражданской продукции. По мере укрепления в наукограде инновационной среды крупные организации смогут передавать им малозатратные разработки. Это в то же время позволит крупным организациям активизировать конверсию и диверсификацию разработок. Одновременно крупные организации смогут снизить предпринимательские риски и непроизводительные затраты, а малые и средние - получить интеллектуальную загрузку и снизить благодаря уменьшению накладных расходов стоимость продукции.
Программа нацелена на сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала наукограда путем активизации инновационной деятельности, а также на достижение устойчивого социально-экономического развития г. Реутова.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить:
концентрацию ресурсов научно-производственного комплекса и наукограда в целом на развитии приоритетных направлений науки и техники и на подготовке кадров;
развитие экономики наукограда на основе расширения его научно-производственного комплекса и производственной сферы;
создание комплексной системы поддержки научно-производственной и инновационной деятельности;
создание благоприятных условий, в том числе путем формирования имиджа города, в целях привлечения инвестиций, повышения деловой активности и развития межрегионального и международного сотрудничества;
развитие системы подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов;
создание единой информационной среды наукограда, которая обеспечит качественное повышение уровня муниципального управления, информационно-коммуникационную поддержку деловой активности и общественных интересов;
устойчивое социально-экономическое развитие города, обеспечивающее гражданское согласие, достойные жилищно-бытовые условия, социальную и правовую защиту, качественное медицинское обслуживание, охрану и благоустройство окружающей среды, полноценное образование, гармоничное развитие личности.
Программа включает в себя семь следующих подпрограмм:
подпрограмма "Развитие приоритетных направлений науки и техники";
подпрограмма "Развитие научно-производственного комплекса наукограда";
подпрограмма "Создание условий для активной инновационной деятельности и содействие коммерциализации проектов";
подпрограмма "Создание условий для привлечения инвестиций, развитие межрегионального и международного сотрудничества";
подпрограмма "Подготовка кадров для поддержки развития наукограда";
подпрограмма "Создание единой информационной среды наукограда";
подпрограмма "Социальное развитие наукограда".
Целью подпрограммы является содействие выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок федерального значения для развития приоритетных научно-технических направлений и критических технологий, использования и коммерциализации инновационно-технологического потенциала.
Основные направления подпрограммы:
развертывание поисковых исследований и опытно-конструкторских работ для поддержания конкурентоспособности приоритетных тематических направлений деятельности в долгосрочной перспективе;
увеличение масштабов коммерциализации научно-технического потенциала научно-производственного комплекса с использованием конверсии приоритетных технологий;
продвижение высокотехнологичных инноваций, товаров и услуг на мировой и российский рынки наукоемкой продукции;
развитие кооперационных связей в целях реализации конкурентоспособных разработок высокотехнологичных производств наукограда в регионах Российской Федерации и за рубежом;
институциональное развитие организаций научно-производственного комплекса в целях поддержки и повышения активности в области инновационной деятельности и коммерциализации инноваций;
создание высокотехнологичных производств в малом и среднем бизнесе;
подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров для проведения работ по приоритетным направлениям научно-технической, производственной, инновационной деятельности и коммерциализации технологий.
Целью подпрограммы является создание новых инновационных организаций и обеспечение развития научно-производственного комплекса наукограда в целом.
Основные направления подпрограммы:
создание системы поддержки инновационной деятельности ученых и организаций;
аналитическое обеспечение выбора и реализации рациональных форм и способов поддержки инновационной деятельности ученых и организаций;
разработка и внедрение системы стимулов и льгот в развитие научно-производственной деятельности и в интеграцию организаций в научно-производственный комплекс;
осуществление адресной комплексной поддержки организаций научно-производственного профиля по вопросам реструктуризации и повышения прибыльности;
содействие в предоставлении производственных площадей и обеспечении финансирования при создании новых высокотехнологичных производств.
Целью подпрограммы является активизация инновационной деятельности и осуществление коммерциализации инноваций на основе создания постоянно функционирующей инфраструктуры и необходимых условий поддержки.
Основные направления подпрограммы:
формирование интегрированной системы поддержки инновационной деятельности;
создание технопарка;
создание и оснащение бизнес-инкубатора;
обеспечение условий для начинающих деятельность малых и средних инновационных организаций и предпринимателей;
обеспечение условий для осуществления регионального и международного сотрудничества по коммерциализации инноваций;
информационное, патентно-лицензионное обеспечение, защита интеллектуальной собственности;
предоставление услуг бизнес-образования и консалтинга;
инженерно-техническое обеспечение предоставления информационных услуг;
нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности;
формирование условий для финансирования инновационных организаций.
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационную деятельность наукограда и развитие наукоемких технологий, что будет способствовать повышению объемов производства, занятости населения, расширению налогооблагаемой базы, а следовательно, и улучшению качества жизни в городе.
Основные направления подпрограммы:
разработка стратегии привлечения инвестиций в г. Реутов;
мониторинг инвестиционного потенциала города, выявление неиспользованных резервов инвестирования, разработка инвестиционной политики и стратегии привлечения инвестиций;
создание инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности на базе Реутовской Торгово-промышленной палаты;
правовое обеспечение инвестиционной деятельности, внедрение стимулов для интенсификации инвестиционного процесса в научно-производственной сфере;
информационно-аналитическая поддержка инвестиционного процесса;
адресная комплексная поддержка инвестиционных проектов;
создание имиджа г. Реутова как территории, привлекательной для инвестиций;
развитие межрегионального и международного сотрудничества для расширения финансовой базы инвестиций.
Целью подпрограммы является кадровое обеспечение развития научно-производственного комплекса для достижения устойчивого развития наукограда.
Основные направления подпрограммы включают создание системы подготовки кадров:
для научно-производственной деятельности по приоритетным направлениям, в том числе на базе аэрокосмического факультета Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана;
для инновационной деятельности и коммерциализации технологий, инноваций и наукоемкой продукции;
для реализации социально-экономического развития наукограда, а также совершенствование школьного образования путем приобщения школ к научно-технической деятельности наукограда.
Целью подпрограммы является реализация комплекса мер по созданию единой информационной среды, обеспечивающей более эффективное осуществление местного самоуправления, достижение качественного управления жизнедеятельностью города, минимизацию ресурсных и финансовых затрат, а также удовлетворение информационных потребностей граждан.
Основные направления подпрограммы:
развитие интегрированной информационной инфраструктуры, сформированной на основе существующих отдельных баз данных;
создание информационной среды для эффективного осуществления местного самоуправления;
обеспечение информационной открытости города для активизации деловой и инвестиционной деятельности;
поддержка образовательной, научно-исследовательской деятельности путем обеспечения доступа к информационным сетям и внедрения информационных технологий;
обеспечение доступности информации для населения города.
Целью подпрограммы является достижение устойчивого социального развития города, повышение уровня социальной обеспеченности, сокращение оттока высококвалифицированных специалистов, в том числе учителей и врачей, освоение ипотечной системы строительства жилья, сохранение и защита окружающей среды.
Основные направления подпрограммы:
обеспечение занятости населения и создание системы высокооплачиваемых рабочих мест, улучшение условий и охраны труда;
разработка и реализация мер по улучшению жилищных условий и качества бытовых услуг;
обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
обеспечение социальной и правовой защиты населения;
повышение уровня здравоохранения и медицинского обслуживания населения;
повышение качества дошкольного воспитания и среднего образования;
создание условий для профессиональной ориентации и всестороннего развития молодежи;
обеспечение культурно-нравственных потребностей населения;
защита окружающей среды.
В течение всего периода реализации программы средства целевой государственной поддержки будут ежегодно выделяться из федерального бюджета в размере, не превышающем суммы налоговых доходов по г. Реутову, полученных на его территории и зачисленных в федеральный бюджет в течение года, предшествовавшего расчетному, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также целевых бюджетных фондов.
Выделение средств целевой государственной поддержки из бюджета Московской области в течение всего периода реализации программы будет осуществляться ежегодно в размере не менее 50 процентов суммы налоговых доходов, полученных и зачисленных в бюджет области в течение года, предшествовавшего расчетному, организациями-плательщиками, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории г. Реутова.
Передача в муниципальную собственность объектов и имущества, находящихся в федеральной собственности и в собственности Московской области, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами Московской области.
Основными источниками финансирования программы являются:
федеральный бюджет;
бюджет Московской области;
бюджет г. Реутова;
внебюджетные источники.
Объемы финансирования определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений и налоговых доходов, полученных на территории г. Реутова и поступивших в соответствующие бюджеты в предыдущем году.
Прогноз данных о налоговых платежах по г. Реутову приведен в приложении № 1. Распределение средств, выделяемых на реализацию подпрограмм, представлено в приложении № 2.
Управление реализацией программы осуществляет администрация г. Реутова.
Контроль за деятельностью администрации г. Реутова по выполнению программы, а также за целевым использованием средств государственной поддержки осуществляется наблюдательным советом, формируемым государственным заказчиком программы из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей правительства Московской области.
Государственный заказчик ежегодно докладывает о результатах реализации программы в Правительство Российской Федерации. Администрация г. Реутова по согласованию с правительством Московской области представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации отчеты об использовании средств федерального бюджета.
Оценка результатов выполнения программы осуществляется путем сопоставления достигнутых значений основных показателей социально-экономического и научно-технического развития с их контрольными значениями, указанными в приложении № 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к программе (основным направлениям)развития г. Реутова как наукоградаРоссийской Федерациина 2003 - 2007 годы
(млн. рублей) | ||||||
2003- 2007 годы - всего | В том числе | |||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Налоговые поступления по г. Реутову - всего | 3285 | 567 | 619 | 658 | 698 | 743 |
в том числе: в федеральныйбюджет | 1605 | 280 | 300 | 320 | 340 | 365 |
в бюджет Московскойобласти | 258 | 44 | 49 | 52 | 55 | 58 |
в бюджет г. Реутова | 1422 | 243 | 270 | 286 | 303 | 320 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к программе (основным направлениям)развития г. Реутова как наукоградаРоссийской Федерациина 2003 - 2007 годы
(млн. рублей) | ||||||
Подпрограммы | 2003- 2007 годы - всего | В том числе | ||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007год | ||
Развитие приоритетных направлений науки и техники | 742 | 25 | 97 | 123 | 224 | 273 |
Развитие научно-производственного комплекса наукограда | 645 | 37 | 59 | 95 | 200 | 254 |
Создание условий для активной инновационной деятельности и содействие коммерциализации проектов | 37,4 | 1,4 | 15,5 | 11,5 | 6,5 | 2,5 |
Создание условий для привлечения инвестиций, развитие межрегионального и международного сотрудничества | 86,1 | 1,7 | 13,7 | 16,2 | 26,2 | 28,3 |
Подготовка кадров для поддержки развития наукограда | 49,1 | 1,1 | 12,1 | 11,3 | 12,3 | 12,3 |
Создание единой информационной среды наукограда | 62,9 | 8,2 | 13,2 | 14,5 | 13,5 | 13,5 |
Социальное развитие наукограда | 516,6 | 11,6 | 94 | 117 | 136 | 158 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к программе (основным направлениям)развития г. Реутова как наукоградаРоссийской Федерации на2003 - 2007 годы
Показатель | Единица измерения | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
I. Бюджетные показатели | ||||||
Доходы городского бюджета | млн. рублей | 280 | 310 | 330 | 353 | 372 |
Доходы городского бюджета на душу населения | рублей в год | 3862 | 4264 | 4521 | 4822 | 5062 |
II. Показатели социально-экономического развития | ||||||
Численность населения города | тыс. человек | 72,5 | 72,7 | 73 | 73,2 | 73,5 |
Средняя заработная плата по городу | рублей в месяц | 3300 | 3800 | 4200 | 4800 | 5400 |
Розничный товарооборот | млн. рублей | 780 | 910 | 1060 | 1240 | 1350 |
Обеспеченность населения жильем | кв. метров на человека | 21,2 | 21,5 | 21,8 | 22,1 | 22,4 |
Общая площадь жилых домов | тыс. кв. метров | 1536 | 1564 | 1592 | 1620 | 1646 |
Ввод в эксплуатацию жилья | -"- | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
III. Показатели экономического развития | ||||||
Численность занятых в экономике | тыс. человек | 22 | 22,1 | 22,4 | 22,6 | 22,8 |
Объем реализованной продукции | млн. рублей | 3850 | 4300 | 4600 | 4900 | 5300 |
Совокупный фонд оплаты труда по городу | -"- | 870 | 1010 | 1130 | 1300 | 1477 |
Капитальные вложения - всего | -"- | 370 | 405 | 440 | 480 | 510 |
в том числе в жилищно-коммунальное хозяйство | -"- | 320 | 335 | 350 | 360 | 370 |
IV. Показатели развития научно-производственной деятельности | ||||||
Объем выполненных работ | млн. рублей | 1570 | 1610 | 1680 | 1780 | 2810 |
Численность занятых в научно-производственномкомплексе | тыс. человек | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 4,7 | 4,8 |
Фонд оплаты труда | млн. рублей | 348,5 | 394,2 | 441,6 | 490,7 | 535 |
Доля наукоемкой продукции в общем объеме производимой продукции и услуг | процентов | 41 | 41 | 45 | 49 | 53 |
Количество малых и средних организаций | единиц | 95 | 98 | 103 | 108 | 115 |
Количество коммерциализируемыхвысокотехнологичныхпроектов | -"- | 2 | 3 | 5 | 7 | 8 |