№ 384-ФЗ)
Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, представляют отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, документы и материалы, указанные в пункте 3 настоящей статьи (за исключением документов, указанных в абзацах третьем, четвертом и восьмом пункта 3 настоящей статьи, а также документов и материалов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне либо носящие конфиденциальный характер), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя соответствующего органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.06.2021 № 228-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.11.2021 № 384-ФЗ)
Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ)
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации оформляются актом по каждому государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в срок до 1 мая текущего финансового года. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ)
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иные документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 216-ФЗ, от 26.07.2019 № 199-ФЗ, от 29.11.2021 № 384-ФЗ)
11. Правительство Российской Федерации обеспечивает представление в Счетную палату Российской Федерации отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, документов и материалов, указанных в пункте 3 настоящей статьи (за исключением документов, указанных в абзацах третьем, четвертом и восьмом указанного пункта, а также документов и материалов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне либо носящие конфиденциальный характер), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя соответствующего органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.06.2021 № 228-ФЗ)
2. С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации готовит заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и не позднее 15 дней с даты их представления Правительством Российской Федерации в Государственную Думу представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 216-ФЗ, от 28.06.2021 № 228-ФЗ, от 29.11.2021 № 384-ФЗ)
3. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год представляются Правительством Российской Федерации в Государственную Думу не позднее 15 июня текущего года.
Одновременно с отчетом об исполнении соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год Правительством Российской Федерации представляются:
проект федерального закона об исполнении соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год;
пояснительная записка к проекту федерального закона об исполнении соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год;
баланс исполнения соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
отчет о финансовых результатах деятельности;
отчет о движении денежных средств;
пояснительная записка к отчету об исполнении соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и другим документам и материалам, подлежащим представлению в Государственную Думу одновременно с указанным отчетом;
иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.
В составе материалов к проекту федерального закона об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за отчетный финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 264-ФЗ)
о формировании и об использовании средств резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 264-ФЗ)
о формировании и об использовании средств выплатного резерва Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 264-ФЗ)
о формировании и об использовании средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации установлена срочная пенсионная выплата. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 264-ФЗ)
Не позднее дня представления проектов федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год в Государственную Думу Правительство Российской Федерации обеспечивает представление в Государственную Думу отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, документов и материалов, указанных в настоящем пункте (за исключением документов, указанных в абзацах третьем, четвертом и восьмом настоящего пункта, а также документов и материалов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне либо носящие конфиденциальный характер), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя соответствующего органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, путем размещения указанных документов и материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 228-ФЗ)
31. При рассмотрении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год Государственная Дума заслушивает доклады Правительства Российской Федерации, доклады представителей Счетной палаты Российской Федерации и содоклады Комитета по бюджету. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.09.2017 № 284-ФЗ)
4. По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
5. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 252-ФЗ, от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
6. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному органу субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 252-ФЗ, от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
7. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному органу субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. (В редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом. (В редакции федеральных законов от 26.04.2007 № 63-ФЗ; от 23.07.2013 № 252-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел V. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Статья 151.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
Статья 152. Участники бюджетного процесса
1. Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. (В редакции Федерального закона от 14.04.2023 № 128-ФЗ)
2. Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.
(Статья в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ)
Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 307-ФЗ)
Бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.11.2014 № 383-ФЗ; от 02.08.2019 № 307-ФЗ)
2. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 383-ФЗ)
3. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 479-ФЗ)
4. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
5. Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) в условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 178-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
Статья 155. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
(Наименование в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
1. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. (В редакции федеральных законов от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 27.12.20